Театр на Покровке - "Маленькие трагедии" Александр Пушкин

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»

Александр Пушкин

Трагедия

Анна Ахматова писала, что «быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина». В сценической версии «Театра на Покровке» предельно обнажены скупость, зависть, ложь, подлость, предательство — нравственные болезни человека, зависимость от которых никогда не приводит ни к чему хорошему. Всё это так созвучно нашей современной жизни! Сверхзадача этого спектакля — заставить зрителей задуматься о том, как в критической ситуации оставаться человеком, как сохранить свой нравственный облик.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Герои пьесы «Скупой рыцарь» — старый барон и его сын Альбер — рыцари, потомки некогда славного рода. Но мир изменился, соблюдение рыцарского кодекса чести стало непосильным бременем для них. Из-за скупости своего отца Альбер находится в унизительном бедственном по­ложении. Он постоянно испытывает денежные затруднения, страдая и мучаясь из-за этого. Барона же гнетет мысль, что наследник спустит всё накопленное им с таким трудом. Предмет заветных желаний скупого рыцаря и его сына — власть с помощью денег. Золото становится самостоятельной силой, одерживающей верх даже над инстинктом жизни. Трагедия «Скупой рыцарь» в постановке «Театра на Покровке» — протест против уродующей душу человека власти денег.

В следующей трагедии — "Моцарт и Сальери" — союз двух людей, пре­данных искусству, гармонии, погубила зависть. Сальери не был гением, но был талантлив и трудолюбив. Он себя называет ремесленником в искусстве: долго трудился, прежде чем испытал сладость вдохнове­ния. Труд, успех и слава — его счастье в искусстве. Но с появлением Мо­царта Сальери теряет душевный покой. У Моцарта все получается просто и легко, музыка рождается у него без всяких усилий. Сальери отдал себя в услужение музыке, забыв о жизни. А Моцарт наслаждается жизнью, не задумываясь о служении культу искусства. Это, по мнению Сальери, недопустимо. Отравляя Моцарта, Сальери приносит его в жертву своим жизненным принципам. Со сцены звучит замечательная пушкинская мысль, что свобода самовыражения художника в своих творениях обусловлена чистотой душевной.

Трагедия «Каменный гость», еще одна пьеса цикла, посвящена анализу страсти. Ловкий и искусный обольститель женщин Дон Гуан сделал любострастие главным содержанием своей жизни. Дона Анна — его последняя, настоящая и невозможная любовь. На совести повесы много зла — горе покинутых женщин, обида обманутых мужей, кровь убитых на поединках противников… Является приглашенная Дон Гуаном статуя убитого им Командора, — и он гибнет. Главное, что создатели спектакля стараются донести до зрителя, — призыв к нравственной ответственности человека за свои поступки.

Последняя из «маленьких трагедий» — «Пир во время чумы». Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе — страх смерти.  В средневековом городе царит эпидемия чумы. Перед лицом неминуемой гибели люди ведут себя по-разному. Одни пируют, ве­селятся, поют песни, стараются поддержать друг дру­га, заглушить в себе страх, отвлечься от мыслей о смерти. Другие ищут утешение в смиренной молитве. Третьи, как председатель пира Вальсингам, не отворачиваются от опасности, а смотрят ей прямо в глаза. Вальсингам дерзок перед смертью и не боится её. Завершающая пьеса цикла в трактовке «Театра на Покровке» — это гимн человеку, победившему страх смерти.

ПОСТАНОВКА: Геннадий Шапошников

СЦЕНОГРАФИЯ: заслуженный художник России Виктор Герасименко

ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: Мария Козлова

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ 

ФАУСТ — Олег Пармёнов

МЕФИСТОФЕЛЬ — Андрей Сумцов

ГРЕТХЕН — Ольга Богомазова 

АЛЬБЕР — Григорий Мосоянц

ИВАН — Николай Балацкий, Владислав Хитрик

ЖИД — Андрей Сумцов

БАРОН — Сергей Загребнев

ГЕРЦОГ — Олег Пармёнов 

САЛЬЕРИ — Михаил Сегенюк

МОЦАРТ — Павел Васильков, Гурам Квициния

ДОН ГУАН — Олег Пармёнов

ЛЕПОРЕЛЛО — Мирослав Душенко

МОНАХ — Андрей Сумцов

ДОННА АННА — Яна Ускова

ЛАУРА — Анна Серпенёва

ДОН КАРЛОС — Алексей Терехов, Павел Васильков

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК — Алексей Терехов, Павел Васильков

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ — Олег Пармёнов  

МЕРИ — Арина Селезнёва

ЛУИЗА — Татьяна Чепелевич, Наталия Дербенёва

СВЯЩЕННИК — Андрей Сумцов 

ПРОСТИТУТКА — Софья Игрушкина 

СКРИПАЧ — Олег Пармёнов

АНСАМБЛЬ — Софья Александрович, Ольга Богомазова, Наталия Дербенёва, Сергей Загребнев, Софья Игрушкина, Анна Карабаева, Григорий Мосоянц, Арина Селезнёва, Анна Серпенёва, Алексей Терехов, Яна Ускова, Татьяна Чепелевич, Мария Волкова, Алиса Шиханова

 

Премьера состоялась 14 сентября 2019 года

Продолжительность 1 час 50 минут

Спектакль идет без антракта

Возрастные ограничения: 12+

 

Обратите внимание!

В связи с особенностями сценографии, вход в зал после начала данного спектакля невозможен. Билеты в этом случае не подлежат обмену или возврату.

Пожалуйста, постарайтесь не опаздывать.

 

Ближайшие показы: даты в афише отсутствуют

 

ЗРИТЕЛИ О СПЕКТАКЛЕ:

«Спасибо!!! Это прекрасное произведение, очень бережно сохранённое и донесённое до зрителей в чёрно-белых тонах…
Завораживает… зазеркаливает... погружает в музыку, в поэзию, в искусство»

из Книги отзывов театра, 20.02.21

 

«Огромное спасибо за спектакль! Шок и трепет! Восторг!
Ольга»

из Книги отзывов театра, 08.12.22

 

«Спектакль оставляет очень сильное впечатление. На это впечатление работают и сценография, и музыка, и свет, и яркая игра актёров при минимализме декораций. А то обстоятельство, что всё происходит в непосредственной близости от зрителя, удваивает это впечатление»

Дмитрий, сайт TicketLand, 15.11.20

 

«Прошел год, как мы смотрели этот спектакль, но послевкусие от него сохранилось до сих пор. Это НЕ классическая постановка, пышных костюмов и роскошных декораций здесь нет, но есть стиль и энергетика! Это спектакль, исполненный молодыми для молодых. Черно-белый спектакль среди зеркал и материи. Мальчики в черном, девочки в белом. Персонажи только слегка прорисованы, основной акцент делается именно на сюжет и текст Пушкина. Смотрится на одном дыхании! Впечатление — мощное! Обязательно придём ещё раз на этот спектакль!»

Наталия, сайт TicketLand, 25.09.20

 

«Очень хороший спектакль. Постановка современная, но с бережным отношением к классике, мне очень понравилась. Актеры, выходящие на сцену босиком, очень стараются. Динамичный спектакль, органично дополненный музыкой Реквиема Моцарта. Этот спектакль позволил взглянуть на "Маленькие трагедии" под другим углом — здесь герои не выглядят величественными, а выведены такими же простыми людьми, как и современные люди. Поэтому Скупой рыцарь открылся новыми красками — он скорее жалок, чем велик. Дон Жуан — такой же простой человек, пораженный страстью. "Пир во время чумы" — тоже на высоте, мрачный, но динамичный. И очень понравились Фауст и Мефистофель, появление которых открывает спектакль»

Павел, сайт TicketLand, 13.09.20