Театр на Покровке - О театре

Московский государственный «Театр на Покровке» под руководством Сергея Арцибашева открылся в сентябре 1991 года. Арцибашев ученик М.О. Кнебель, выпускник ГИТИСа (ныне РАТИ) в практическом освоении профессии впитал уроки Ю.П. Любимова и А.В. Эфроса, которые возглавили театральные поиски 70-80-х годов. Сергей Арцибашев дебютировал на столичной сцене в 1980 году спектаклем «Надежды маленький оркестрик…» (по одноактным пьесам А.Володина, С.Злотникова, Л.Петрушевской) в Театре на Таганке, где выступил режиссером и актером.

С первых шагов в профессии С. Арцибашев создавал свой Театр. Это понятие тогда складывалось скорее как категория эстетическая, с созданием «Театра на Покровке» это понятие закрепилось и стало началом нового этапа и в творчестве режиссера С. Арцибашева, и в развитии эстетики малых сцен и камерных театров. 

Для дебюта была выбрана одна из самых известных пьес А. П. Чехова «Три сестры», для постановки которой был накоплен и общекультурный, и собственно театральный багаж С. Арцибашева. Режиссер строит спектакль как совместную акцию драматург — актер — зритель, адаптируя действие и к участию зрителей в самом спектакле, и к восприятию этого спектакля именно сегодняшним человеком. От результата, который превзошел все ожидания, зависела дальнейшая судьба Театра, его творческий почерк и пути развития.

В репертуаре «Театра на Покровке» нет ничего случайного, однодневного, основа его русская классика — Гоголь и Островский, Чехов и Тургенев, Пушкин, Грибоедов, Лесков и Толстой . Режиссер вчитывается в автора, создавая другой мир — театральный. Режиссер Арцибашев не стремится удивить зрителя, он просто открывает им — другого Чехова, другого Гоголя, другого Островского, другого Тургенева.

Обращение к русской классике — это стремление восстановить распавшуюся связь времен, вчитаться, вжиться в прошлое, чтобы понять настоящее. Классика в «Театре на Покровке» перестает быть образно-хрестоматийной, герои классической драматургии становятся собеседниками-современниками. Осовременивание — не способ эпатажа, это особая форма прочтения, когда режиссер, используя весь арсенал современного Театра устраивает настоящее пиршество русской речи и музыки, выразительных лиц, танцев и житейских движений, чистых душевных переливов и виртуозного представления. Сидящие в зале становятся соучастниками спектакля. Режиссер и артисты вовлекают в свою игру зрителей, теряющих по ходу действия ощущение: где кончается простое созерцание спектакля и начинается совместное творчество. Каждой постановке театра присущ этот особенный — арцибашевский стиль. И можно смело сказать, что «Театр на Покровке» — авторский, где остроумные и блестящие режиссерские находки и неожиданные мизансцены кажутся естественными, органичными и единственно возможными в том удивительном мире, который выстраивает Сергей Арцибашев в своем театре. 

Жанр русской классики, к которой так внимателен Арцибашев и его Театр трудно вместить в одно определение. Это и тонкая комедийная игра, и причудливый гротеск, и драма человеческих отношений, и трагизм, заложенный в глубине истинно русского характера. Это особенность театральной эстетики, вобравшей в себя не только идеи великого реформатора русского театра К. С. Станиславского, систему которого так бережно пестует С. Арцибашев, но и опыт всего мирового Театра. 

За те годы, что Театр находится в творческом поиске, он делал «отступления» и в сторону советской драматургии.  Для С. Арцибашева современная пьеса — не повод высказаться на актуальную тему дня, это не желание поддаться иллюзионным политическим скандалам. Это опять-таки продолжение разговора — о человеке, его месте в жизни, трагическом и комическом начале, заложенным в любом герое, не зависимо от возраста, места прописки и должности. 

За время существования Театра, С. Арцибашев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России (1992г.), стал Лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства за постановку классического репертуара (1996г.), артисты Театра удостоены почетного звания «Заслуженный артист России» и «Заслуженный работник культуры России», в 2000 г. режиссер и артисты спектакля «Женитьба» стали Лауреатами Государственной премии России в области литературы и искусства. В 2005 году Сергею Арцибашеву было присвоено звание «Народный артист России», а в 2008 г. он стал лауреатом премии Союзного государства. Театр принимал участие во многих престижных театральных фестивалях в России и за ее пределами, и его работы были отмечены: «Три сестры» А. Чехова — фестивали в Германии 1993г., 1995г.; в Польше 1994 г., во Франции 1996 г.; «Месяц в деревне» И. Тургенева — Гран-при Каирского фестиваля 1994г.; «Ревизор» Н. Гоголя — фестивали в Польше 1994г., 1996г., во Франции 1996 г.; «Русская комедия» Ростов-на-Дону призы за лучший спектакль , за лучшую режиссуру , Московский фестиваль памяти Е.Смоктуновского 1995г. приз за лучшую режиссуру; «Женитьба» Н. Гоголя — фестивали в Польше 1995г., во Франции 1996г., в Молдавии, Эстонии Латвии Украине; «Карантин» А. Пушкин — фестиваль «России первая любовь» 1999г. приз за лучшую мужскую роль, лучший спектакль. В 2001 году «Театр на Покровке» ездил на гастроли в Японию и на фестиваль в Иркутске. Со спектаклем «Пять вечеров» принял участие в первом фестивале посвященном А. Володину в Санкт-Петербурге (2002г.). 2007г. – гастроли в Марселе со спектаклем «Гамлет», 2008 — гастроли в Праге. 2009 — гастроли в Чехии, «Театр на Покровке» принял участие в программе «Дни Москвы в Праге», в том же году состоялись гастроли в Кисловодске и Новоуральске (фестиваль «Новое передвижничество»). 2010г. — гастроли в Марселе со спектаклями «Горе от ума» и «Пять вечеров». 2011г. — фестиваль «Новое передвижничество» Йошкар-Ола . 

В столичной театральной жизни «Театр на Покровке», синоним которому Театр Арцибашева, занял прочное место. Сегодня это состоявшийся профессиональный коллектив со своим неповторимым почерком.

Telegram