Разговор был приурочен к прошедшей в этом музее выставке «Надежды маленький оркестрик Сергея Арцибашева», посвященной 70-летию со дня рождения артиста и режиссера и 30-летию созданного им Театра на Покровке. В обсуждении приняли участие: главный режиссер театра на Покровке Геннадий Шапошников, и. о. заведующего кафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина Андрей Левицкий режиссеры Глеб Черепанов, Сергей Посельский, Дмитрий Отяковский, Сергей Быстров. актер и режиссер Сергей Аронин, режиссер Александр Вельмакин, главный художник Театра на Покровке Виктор Шилькрот, художники Евгений Никоноров, Дарья Саморокова, директор Театра на Покровке Ольга Пепеляева и др. Модератор – театральный критик Наталия Каминская.
На встрече обсуждались как история возникновения и развития малых пространств в отечественно театре, так и его современное состояние. Есть ли специфика у спектакля так называемой «малой формы», и, если есть, то в чем она заключается: в выборе материала, организации пространства, способе актерского существования, типе коммуникации со зрителем? Есть ли различия между малыми сценами больших репертуарных театров и самостоятельными театральными организмами, существующими в малых пространствах? Каковы задачи сценографа, оформляющего спектакль в камерных условиях? Каков диапазон репертуарных и жанровых возможностей маленьких сценических площадок? Разговор, длившийся в течение двух часов, разумеется, не вместил в себя всех многочисленных аспектов обсуждаемой темы, ибо малое пространство сегодня – не просто активный действующий субъект современного театра, но едва ли не самая интересная и плодотворная его часть. Разговор шел о студийной и экспериментальной форме театра предыдущих эпох и о сегодняшней потребности театра в малых пространствах. О так называемой, «конвенциональной» составляющей творчества камерных площадок, когда на них оказались возможны воплощения любого, идущего и на больших сценах материала –классические пьесы и инсценировки, современная драматургия, документальная драма и т.д. О разных видах этих театральных локаций: маленькие зал и сцена как таковые, залы без сценической площадки, спектакли, где и зрители, и само действие помещены на большую сцену – в общее камерное пространство игры. Была также затронута тема освоения не театральных помещений и связанного с этим развития новых театральных форм: спектакль в музее, спектакль-инсталляция, оперный спектакль в камерном пространстве и др. направления современных театральных поисков.
«Круглый стол» стал логическим завершающим аккордом юбилейной выставки, организованной Театром на Покровке, со дня своего основания работающим в камерном пространстве. Материалы обсуждения будут опубликованы в одном из ближайших номеров журнала «Сцена».