ПРЕМЬЕРА СОСТОЯЛАСЬ: 1 октября 2003 года

РЕЖИССЕР: Геннадий Шапошников

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: Виктор Герасименко

ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: Заслуженный работник культуры России Александр Еремин

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

(АРКАДИНА) — Нина Красильникова

(ТРЕПЛЕВ) — Сергей Загребнев, Евгений Булдаков

(СОРИН) — заслуженный артист  России Владимир Стукалов, Геннадий Жмуров

(ЗАРЕЧНАЯ) — Наталья Фищук

(ШАМРАЕВ) — Александр Сухинин, Виктор Яцук, Вадим Яцук

(ПОЛИНА АНДРЕЕВНА) — Татьяна Швыдкова, Наталья Яськова

(МАША) — Елена Яцук, Диана Зверева-Балюк

(ТРИГОРИН) — Александр Смирнов, Сергей Чудаков

(ДОРН) — народный артист России, лауреат Государственной премии России Геннадий Чулков, Виктор Поляков

(МЕДВЕДЕНКО) — Сергей Ищенко

(ЯКОВ, РАБОТНИК, ПОВАР, ГОРНИЧНАЯ) — Михаил Сегенюк, Петр Коршунков

 

 

ИЗ РЕЦЕНЗИЙ:

Театр на Покровке, известный как тонкий знаток русской классики, подарил нам «Чайку» в режиссуре Геннадия Шапошникова. Эта «Чайка» на привычно крошечной здешней сцене получилась совсем миниатюрной, совсем камерной – и, как всегда на Покровке, нервной и исповедальной. Решена она в жанре привычной для этих стен «игры» с публикой и «незаметного» растворения в ней, создающих стойкое ощущение неразделимости сцены и зала. Начавшаяся как шутливая «игра в театральную репетицию», «Чайка» неуклонно набирает трагические обороты, разворачивая рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки, мучительную историю о роковом угасании «всех жизней», имеющихся в рамках пьесы. Все здесь отчаянно стремятся к собственной катастрофе как к единственной экзистенциальной цели (что очень по-русски). Чеховский текст, как всегда на Покровке, прочитан интеллигентно и бережно, актеры играют с привычной пронзительной силой, волнуя зрителей до слез.

«Человек-Культура-Город», № 12(16), 2004.

 

Все персонажи этого спектакля влюблены, и все до единого – безответно. Как только на сцене сталкиваются двое или трое, обнаруживается душевная катастрофа каждого. И вот уже Треплев истерически рыдает (а позже стреляется), Маша (Елена Яцук) спивается, Нина превращается в «чайку» с отрезанными крыльями и т.д. Все реже звучат бодрые голоса и все чаще – глухо и громко прорывающиеся страдания. Все попали «в западню», жизнь не состоялась, как не состоялся спектакль Нины и Треплева. Самая стойкая из них – Ирина Николаевна Аркадина. Нина Красильникова ни на секунду не забывает, что ее героиня – актриса, магнит и нерв этого общества, его центральная фигура, но порой и в ее глаза больно смотреть…

Как на старой фотографии, стоят они в финале все рядышком, всматриваясь в зал трагически вопрошающим взглядом. Начавшийся в жанре ни к чему не обязывающей репетиции, спектакль заканчивается на пронзительной ноте, напомнив о том, что в жизни репетиций не бывает.

«Театральная афиша», №1, 2004.

 

Стоит ли ставить знаменитую «Чайку» так, чтобв спектакль соответствовал жанру, задуманному Чеховым, - комедией?

Режиссер Геннадий Шапошников, обратившийся к этой пьесе в Театре на Покровке, решил снять нагрузку с жанрового определения, требующего мажорных интонаций, добавив к нему одно только слово: репетиция…

Действие затягивает актеров,  выясняется, что все в этом доме абсолютно одиноки. Несмотря на старания работниак Якова (Михаил Сегенюк) объединить героев музыкой (по велению струн его гитары они и смеются, и грустят, и напевают романсы), домочадцы глухи друг у другу…

Непременный атрибут этой пьесы – убитая чайка – в спектакле отсутствует. Подстреленную птицу Геннадий Шапошников заменил носовым платком, о который вытирает испачканные кровью руки вернувшийся с охоты Треплев. И вместо чучела Шамраев предъявляет багровый платок, дабы бытовой подробностью не разрушать романтическую атмосферу репетиции.

Бойко Н. «Чайка» без чайки.

 

Режиссер спектакля Геннадий Шапошников посчитал, что не стоит «Чайке» Театра на Покрове поражать зрителей костюмированным действом с нагромождением декораций. Шапошников предложил артистам и публике некое подобие свободной репетиции чеховской комедии…

Эти чеховские герои – нормальные люди. Они очень похожи на тех, что сидят в зрительном зале. Ведь никто не застрахован от неразделенной любви, никто не застрахован от утрат и несчастий. Ничего не поделаешь. Такова жизнь, и «Чайка» в Театре на Покровке именно об этом.

 

Филатова Ж. Театр на Покровке. А.П.Чехов. «Чайка» // Театральная афиша, 2006 (март 2006).